Сейчас уже не вспомнишь, кто первый из журналистов назвал Ирину Видову самой гламурной певицей, но все охотно подхватили эту характеристику. Между тем сама Ирина гламуром считает не обозначение роскошного стиля жизни, а поэзию Серебряного века, когда гламур ассоциировался только с очарованием и обаянием. Листая альбомы певицы, слушая ее комментарии, не осталось сомнений в ее очаровании и обаянии, женственности и мудрости.
Родилась Ирина в Минске в очень дружной семье. Ее мама Людмила Григорьевна еще будучи школьницей пела в самодеятельности, побеждала в республиканских конкурсах и поступила в музучилище на вокал. Однажды в училище появился красивый летчик с невероятно обаятельной, просто «гагаринской» улыбкой, который, оказывается, еще два года назад на одном из концертов заметил очаровательную юную певицу и влюбился.
Молодой офицер сделал предложение Людочке, и она согласилась выйти замуж, уехать к месту службы мужа, но при условии, что там она продолжит образование. Однако же в небольшом подмосковном городе музыкального училища не было, а только медицинское, и Людмила стала фельдшером. А песни и теперь очень красиво поет.
— Многие жены офицеров не работали, но моя мама всегда считала, что у женщины, независимо от семейного положения, должна быть профессия в руках. И я с ней согласна! Папа был летчиком-истребителем, во времена их молодости это было почти что космонавт. У меня есть старшая сестра и младший брат, мы не раз говорили родителям спасибо за то, что у нас было прекрасное детство. Недавно наши родители на отдыхе в Болгарии отметили 57-летие совместной жизни.
— С пяти лет я занималась фигурным катанием. Очень рада, что этот период был в моей жизни — я многому научилась. Наверное, я могла бы стать профессиональной спортсменкой, но судьба распорядилась иначе.
— Еще в раннем детстве подбирала песни на слух. Одним пальцем «играла» на пианино в детском саду, оно меня просто притягивало… В нашем репертуаре, конечно же, была песня кузнечика, а после слов:
Но вот пришла лягушка, но вот пришла лягушка,
Прожорливое брюшко, и съела кузнеца.
всегда плакала навзрыд: жалко было кузнечика. В детском садике запомнился эпизод, когда играла и пела детям песенки, всей группе, и они слушали с большим интересом. Возможно, это было мое первое публичное выступление. :)
— Мне было 10 лет, когда папу отправили служить в ГДР. Эта командировка внесла серьезные коррективы в нашу жизнь. Жизнь в военном городке за границей имеет свои особенности, некоторые ограничения. Например, я не могла продолжить заниматься фигурным катанием, потому что до ближайшего крытого катка нужно было ехать четыре часа на поезде. А поскольку я с детского сада любила «выступать», то записалась в музыкальную школу, еще и брата младшего сагитировала. Мы с ним самостоятельно прошли прослушивание, а потом узнали, что обучение платное. К счастью, родители не возражали.
Станислав Николаевич, папа Ирины, заботился о семье, избегал дальних гарнизонов, считал, что дети должны учиться в хорошей школе, иметь возможность посещать разные кружки, а поэтому иногда отказывался от повышения по службе в пользу цивилизации. С другой стороны, летчику нужно небо, а не кабинет. Женившись, Станислав Николаевич служил в Подмосковье, Минске и Германии.
— В музыкальной школе через полгода обучения выяснилось, что я не знаю нот, играю на слух, но потом все наладилось, и ноты я выучила. А начальные произведения были несложными.
В Германии занималась на старинном пианино середины 18-го века, звук был между клавесином и пианино. На нем превосходно звучали произведения Гайдна и Моцарта. Мне были интересны биографии великих композиторов. Оказалось, что Иоганн Себастьян Бах жил и творил в городах Кётен, Арнштад и Лейпциг, а они совсем недалеко от Цербста (Саксония-Ангальт), где мы жили. Поэтому у меня была возможность пройти по следам Баха и принцессы Агальт-Цербсткой, будущей Екатерины II. Удивляли не только церкви и дома, связанные с именем Баха. Например, в Цербсте до сих пор ворота в город и городская стена остались со средних веков, там сумели сохранить свою историю.
— С 15 лет я точно знала, что хочу стать композитором. Несмотря на влияние Баха и Моцарта видела себя именно эстрадным композитором. Я была уверена, что эстрада — это молодежный жанр, поэтому хотела как можно быстрее получить высшее образование. Изучив справочник для поступающих, поняла, что лучший вариант — педуниверситет, музыкально-педагогический факультет. Там нужно было учиться всего четыре года! Занятия по вокалу у нас проводили бывшие солистки Большого театра Беларуси, и они отметили мой голос. В общем, к 18 годам я решила стать певицей.
Уже на последнем курсе я думала о работе, поэтому сама написала несколько песен — и музыку, и слова. Но нужен был аранжировщик. Мне порекомендовали Олега Молчана из «Песняров». С этого момента моя жизнь круто изменилась.
— С Олегом у нас случилась любовь с первого взгляда. Но знаете, он — профессионал! Поэтому личная жизнь — это одна история, а сцена — другая. Он мог сразу же написать для меня хит и, образно говоря, поделиться своей «песнярской» популярностью. Но полтора года я выступала со своим репертуаром, Олег помогал, делал аранжировки, подсказывал, наблюдал и даже оберегал.
Например, когда я устроилась на работу в первый ночной клуб, пришел со мной, поговорил о чем-то с учредителем и директором, в результате со мной даже никто познакомиться не пытался, а времена были лихие, посетители двери выносили, чтобы попасть в клуб.
Когда увидел, что у меня есть контакт с публикой, только тогда в моем репертуаре появилась песня композитора Олега Молчана «Не грусти, король». Исполнила я ее на авторском концерте поэта Александра Легчилова. Это был дебют на большой сцене, к тому же телевидение записывало концерт. Все получилось удачно, мое выступление довольно часто повторяли в телеэфире.
— После первой песни Олега Молчана в моем репертуаре завершила свои композиторские эксперименты. Я понимала, что Олег — не просто лучше, он — гений. Все признаки великих композиторов, творчество и биографии которых изучала по истории музыки, были налицо. Чувствовала, что он — мой мужчина и наши отношения мне дороги. Два композитора в семье — это перебор. Так или иначе, возникла бы профессиональная конкуренция, которая могла бы разрушить личные отношения. Поэтому с тех пор я пишу только тексты и пою. И счастлива! Мне этого вполне достаточно!
— Верю в любовь с первого взгляда. У нас с Олегом так и произошло, как поется в нашей песне — «когда чувства понятны без слов и с первого взгляда». Потом Олег признался, что когда увидел меня, подумал: «Мне бы такую жену». А у меня эмоция, вспышка: какой интересный мужчина! Первая встреча переросла в свидание. Мы пошли вместе и больше не расставались. Не могли наговориться. Как будто мы давно друг друга знали. Как будто родные люди. Сначала возникла любовь, позднее — совместное творчество. Когда мы стали встречаться, коллеги из эстрадного мира нас очень друг от друга «оберегали»: предупреждали, мол, ничего не получится, вы не пара. К счастью, мы не прислушались к «доброжелателям», о чем ни разу не пожалели!
— 90-е годы… Очень непростые и интересные. Тогда у нас появился первый ночной клуб «Ксантия», за ним — «Макс-шоу», West World Club, «Мэдисон», «Вернисаж» и «Юла»… Выступала в них часто, вплоть до 2001 года, презентовала свои новые программы и альбомы, снимала клипы и видео… И это было довольно престижно в то время, и не буду скрывать, выгодно с финансовой точки зрения. Клубная публика несколько отличается от эстрадной, и я рада, что получила и этот опыт. Однако, подчеркну, выступала со своей программой и исполняла только свои, позднее — наши с Олегом, песни.
Впрочем, в те годы и артистов-то было не так много, я помню, что когда мои песни появились на FM-радио, то в эфире присутствовало, пожалуй, с десяток коллег. Все FM-станции были коммерческие, поэтому выбор песен для эфира был жесткий. Но и эффект был. Например, после недели рекламы моего концерта на радио «Би-Эй» я с удивлением смотрела по выходным на полный до отказа зал «Вернисажа», хотя, по сути, была начинающей певицей с небольшим именем.
Первые семь лет Ирины на сцене отмечены записью двух альбомов. Тогда еще мало кто знал толк в шоу-бизнесе, но Видова понимала: мало записать альбом, нужно сделать так, чтобы он дошел до слушателя. В 1999 году, когда вышел второй альбом «Все очень хорошо», до появления Faсebook’а, который мгновенно разносит новости, оставалось пять лет. Тем не менее, альбом был замечен прессой и обсуждался музыкальной тусовкой.
— Мы дружили с семьей Владимира Георгиевича Мулявина. Благодаря репутации Олега Молчана в ансамбле, они меня сразу приняли, думаю, Светлана Александровна сыграла в этом решающую роль. Более того, она меня поддерживала. Было очень приятно, волнительно и ответственно, когда в 2001 году Владимир Георгиевич пригласил меня на празднование 30-летия ансамбля «Песняры» в ГЦКЗ «Россия» с песней «Улетай, душа». Впервые он похвалил меня, как артистку, после песен «Поцелуи» и «Улетай, душа». Хотя вторую половину 90-х я снималась во всех рейтинговых телепрограммах от «Королевской охоты» до «Музыки без границ». Валера Мулявин говорил родителям, что «тетю Иру показывают больше, чем «Песняров». А ансамбль тогда все чаще за границей выступал, позднее у них наступили сложные времена.
А еще раньше Владимир Георгиевич как-то позвонил и сказал, что написал для меня песню «Iрынка». Предполагаю, что Светлана Александровна предложила ему стихотворение. Я же со всем юношеским максимализмом ответила народному артисту СССР, что для меня пишет песни только Олег Молчан. Песни наши с Олегом, и правда, были другие, совсем не песняровские, но все равно это была глупость с моей стороны. Олег мне так и сказал.
Удивительно, мы так часто встречались с Владимиром Георгиевичем, но у меня нет ни одной фотографии. Я видела, как поклонники фотографируются с «Песнярами» и думала: а мне это зачем, мы ведь коллеги. Да и тогда все были моложе, и казалось, так будет всегда.
2002 год отмечен выходом альбома Ирины Видовой «Улетай». Этот альбом, как и другие — итог сотрудничества с радиостанциями, запись песен, полюбившихся слушателям.
— Сотрудничество с продюсерами компаний Biz enterprises и «Артэс продакшн» пришлось на времена (2002-2005), когда уже все покупалось в российском шоу-бизнесе, а меня они бесплатно приглашали в свои проекты, размещали песни в российских сборниках и на региональных российских радиостанциях. Это очень укрепило мою веру в себя, как в артистку.
— В 2006 году была отмечена премией «Золотое ухо», которую учредило Министерство информации и «Альфа Радио».
Ирина Видова и Олег Молчан целых 12 лет строили отношения, не регистрируя брак. Правда, Олег за это время раз двадцать звал Ирину в загс.
— Сейчас могу сказать, что штампы в паспортах ничего в нашей жизни не изменили: любовь и взаимное уважение остались с нами. А тогда мне казалось, что замуж нужно выходить годам к тридцати, состоявшись в профессии. Однажды Олег просто за руку отвел меня в загс. Мы не устраивали пышной свадьбы, потому что наши родные и друзья давно воспринимали нас как мужа и жену. Свадьбу мы совместили с презентацией моего нового альбома «Любовь сказала «Да!».
Многие артисты в начале 2000-х отказались от съемок клипов и записи дисков. Дескать, все ушли в интернет, клип по телевизору никто не увидит. Ирина Видова активно развивает современные способы коммуникации ос зрителем, но и не забывает старую добрую классику эстрадного жанра. Неудивительно, что один из клипов — «Лунные танцы» — попал в каталог RU-TV. А еще Ирина собрала очередную коллекцию шлягеров в альбоме «IV» и устроила автограф-сессию для поклонников в магазине «Вигма».
— Важное событие произошло в 2011 году. В результате голосования публики мне достался приз зрительских симпатий Национальной музыкальной премии. До сих пор благодарна всем людям, которые верили в меня, нашли время и возможность проголосовать за меня.
Часто говорят, что в Беларуси маленький музыкальный рынок, а на других нас не знают. Ну разве что оперных исполнителей… На самом деле и для оперных, и для эстрадных артистов действует одно правило: стучитесь, и вам откроют. Так вот в 2012 году и состоялась мировая цифровая дистрибуция творчества Ирины Видовой на американской площадке СD Baby.
— В 2012 году у меня появилась счастливая возможность вернуться в детство. Я много лет не стояла на коньках, думала, что всё забыла, но мышечная память сделала свое дело. Вот уже пять лет выступаю в программах ледовых шоу и хоккейных турниров.
Многие годы имидж Ирины — этакая утонченная беззаботная блондинка. И песни, и сценические наряды соответствовали имиджу. Но до поры, до времени. Хороший артист — тот, который растет вместе с публикой. Вот и Ирина предстала в новом образе: молодой, но уже состоявшейся женщины. Естественно, и песни стали другими, то есть они по-прежнему о любви, но ведь в 20 и 35 лет о любви говорят все-таки на разных языках. Знаковым и очень успешным было выступление Ирины на авторском концерте Олега Молчана «Песня мая», состоявшемся на фестивале белорусской песни и поэзии «Молодечно-2015».
— Было очень приятно, когда телеканал «Беларусь-3» предложил устроить грандиозное телевизионное шоу в обновленной студии «600 метров». Нам легко работалось, ведь по техническому оснащению наша студия — лидер в странах Восточной Европы. А концерт мы назвали «Ирина Видова и Олег Молчан. Любовь сказала Да» и заодно отметили юбилей семейной жизни — розовую свадьбу.
Ирина продолжает удивлять. В репертуаре Ирины появляются песни на белорусском языке. Очень нежная «Дзве таполі» Олега Молчана на стихи Янки Купалы звучала и звучит в теле- и радиоэфирах. Ирина записала ее в двух вариантах: дуэт с Акимом Тышко и сольно.
А затем ее репертуар обогатился песнями патриотического звучания. Сложнейшая и очень деликатная тема! Не каждый может сказать о любви к родной земле так, чтобы защемило сердце… Композитору Олегу Молчану и поэту Алесю Липаю это удалось. Их песня «Карабель маёй краiны» с первого исполнения полюбилась белорусской публике.
— С этой песней в феврале я отправилась на международный фестиваль «Красная гвоздика» в Москве и была удостоена звания лауреата. А кроме того, впервые за полувековую историю этого музыкального форума композиция на белорусском языке получила награду!
Когда-то Ирина считала, что эстрада — это молодежный жанр. По последней классификации ВОЗ период молодого возраста определен от 25 до 44 лет. Не пугает ли певицу новый возрастной рубеж?
— Получаю удовольствие от нынешнего возраста. Сорок пять! Говорят, к пятидесяти человек становится счастлив! Видит Бог и помнят люди)) часто в юном возрасте говорила, что зрелые люди, в частности, женщины, интереснее. Наконец-то, пришло время для возрастных песен, как «Обманите меня». самое ближайшее время — 1 декабря состоится мой сольный концерт «Секрет счастья» в Prime Hall. Конечно же, при участии Олега Молчана. Там и исполню эту и другие новые песни. Хочу поделиться счастьем со своими друзьями, публикой — и в такой замечательной компании отметить день рождения и 25 лет творческой деятельности.
Источник статьи: http://naviny.by