Патетический дневник памяти
творческий проект на музыку белорусских композиторов
Рекомендуемый возраст 12+
«Патетический дневник памяти – это не просто концертный проект Большого театра Беларуси. Это сложное произведение, настоящий масштабный спектакль, который представит современному зрителю взгляд на историю страны в страшный период Великой Отечественной войны – через историю самого театра, – делится мыслями главный режиссер театра, обладательница медали Франциска Скорины Анна Моторная. – И если мы говорим об истории, о сохранении традиций, о глубинном смысле существования человека, семьи, страны, мы не имеем право на забывчивость. Потому что у каждого из нас есть долг – перед самим собой, своим народом, предыдущими поколениями, перед своей родиной.
Великая Отечественная война разделила жизнь людей на «до» и «после». И спустя десятилетия ее последствия не могут не волновать. В Беларуси нет семьи, которой бы не коснулась страшная война. И чем дальше уходят ее герои, участники и свидетели, тем очевиднее становится мысль: мы, сегодняшние, не имеем права забыть. Поэтому и возникла идея – превратить документальные свидетельства в произведение, которое смогло бы выразительными театральными средствами – через музыку, хореографию, слово и голос, обобщенные актерские образы, через эмоциональное восприятие – достучаться до молодого поколения, заставить задуматься, а возможно – и поменять мировоззрение современного человека. Очень важно стереть временную границу, связать нас, сегодняшних, с тем трагическим временем…
Дневник – это серьезная жанровая конструкция, которая позволит нам потревожить мысли и чувства тех людей, которые пережили войну, которые прошли сквозь нее и оставили документальные свидетельства тех страшных событий. Миллионы погибших, замученных и убитых, лагеря смерти, сожженные деревни, разрушенные города… Как мне кажется, нет более выразительного средства, чем патетика, чтобы рассказать о тех событиях, которые обойти стороной просто нельзя…»
В спектакле найдется место как довоенным событиям (отправной точкой станет 1939 год, когда Большой театр обрел собственное здание на Троицкой горе), так и страшным годам войны, оккупации, ну и конечно, акцент будет сделан на 1944-й, год освобождения Беларуси, а важной точкой станет торжество Победы.
Известный белорусский композитор Олег Ходоско станет тем, кто объединит воедино в спектакле партитуры именитых мастеров, кто создаст его цельный облик. В «…Дневнике…» будет звучать очень сильная, глубокая музыка, которую, к сожалению, не так часто можно сейчас слышать: Евгения Глебова, Генриха Вагнера, Евгения Тикоцкого, Анатолия Богатырева, Дмитрия Смольского, Игоря Оловникова, Игоря Лученка и других знаменитых композиторов, ставших гордостью белорусской композиторской школы.
«В «Патетическом дневнике памяти» будет собрано всё, что так важно сегодня не забыть, – продолжает Анна Дмитриевна. – Все творческие силы театра объединятся в едином порыве, чтобы создать уникальное полотно, своеобразную эпопею. Надеюсь, у нас все получится – спектакль найдет отклик в сердцах зрителей».
«…Дневник…» пишут главные специалисты театра: его главный дирижер, народный артист Башкортостана Артем Макаров, главный хормейстер, народная артистка Беларуси Нина Ломанович; автор художественного образа спектакля – главный художник театра, лауреат республиканских конкурсов Любовь Сидельникова; над пластическим решением работает главный балетмейстер, заслуженный артист Российской Федерации Игорь Колб.