С древних времен на территории Беларуси существовали легенды, предания и сказки о драконах. Их наделяли особой силой, уделяли им особое внимание… И вместе с тем, цмок (дракон) – весьма противоречивый персонаж. Следуя одним из преданий, мы наблюдаем дракона, посягавшего на человеческие жизни, кравшего прекрасных девушек и требовавшего жертв. В других преданиях – цмок оберегает местность, имеет свои владения, и является удивительным и даже парадоксальным сочетанием смертоносной силы и добродушия, миролюбия, а порой – лени. Однако всегда с именем дракона связывалось огромная сила, мощная связь с родной землей. Другим персонажем, существующим в наших национальных преданиях, легендах является волат. Богатырь высокого роста и обладающий большой силой. Волаты оберегали родную землю, берегли природу от людей, а свій народ – от иноплеменных вторжений. Являлись хранителями своей местности. И впоследствии появился образ потомка волата. Человека рослого, сильного, статного (но уже более привычного нашему глазу роста), в жилах которого течет кровь волата – отца, деда. Эти героические люди воспитывались и жили среди людей, не проявляя себя богатырями, и лишь в момент опасности (угрозы жизни их народу) проявляли свою великую силу.
Пластический спектакль «Сын зямлi» — художественная переработка существующих издревле на белорусской земле легенд и преданий о драконах (цмоках), волатах. Сюжет включает в себя и достоверные исторические сведения о непростой жизни наших предков, заселении восточнославянской земли. Спектакль с помощью музыки, оригинального литературного текста, пластики и хореографии повествует о верности своему уголку Родины, чистой и безусловной любви к ней, ее защите. Красной нитью в спектакле проходит мысль о любви людей друг к другу, верности идеалам и высоким моральным качествам. Спектакль построен на материалах литературы, музыки, хореографической лексики Гомельской области (в частности и особенно — Полесского региона), изучением и отработкой которой на данный момент занимаются создатели спектакля. Например, создана концептуально новая аранжировка белорусской народной песни «Жавароначкі, прыляціце!”, созданы эскизы костюмов героев, которые отвечают этническим особенностям, но являются современными. Переработаны легенды Гомельщины о цмоках и других мифических существах. Работа продолжается. Постановка спектакля, несомненно, пробуждает интерес к богатейшей национальной Гомельщины и Полесья, основываясь на традиционной лексике, легендах, географии и характерах людей.
Главной особенностью пластического спектакля является то, что фольклор рассказывается на современным языке, не только понятном молодежи, но и действительно интересующем ее; спектакль является ярчайшим впечатлением для молодежи, буквально врезающимся в память и дающим отправную точку новым мыслям. Мыслям о важности осознания себя человеком того места, где родился и вырос, частью от плоти и крови этого места, важности рода и родовых качеств. Мыслям о необходимости оберегать историю и культуру Родины, и, что не менее важно, возрождать ее, преумножать и распространять на широкую аудиторию, прославлять национальную культуру и по-настоящему гордиться ею.