Премьера Саломея Рихарда Штрауса откроет 86-й сезон Большого театра Беларуси.
Вот уже более ста лет опера Рихарда Штрауса не дает покоя постановщикам и артистам, которые пытаются ответить на вопросы, спрятанные в «Саломее». Что же такое «Танец семи покрывал» и почему столкновение Саломеи и Иоанна ведет к катастрофе?
В белорусском Большом никогда не брались за сценическое воплощение библейской истории. Но главный режиссер театра Михаил Панджавидзе решил: «Саломее» быть! Солисты уже выучили свои партии, начались первые репетиции, и театральные журналисты задаются вопросом: какой получится опера, которая всегда воспринималась неоднозначно? «Без дешевых эффектов!» – уверяет Михаил Александрович. 9 и 10 сентября «Саломея» Рихарда Штрауса откроет 86-й сезон Большого театра Беларуси. Эта постановка действительно обещает быть уникальной.
– Некоторый флер скандальности сопровождал это произведение, начиная еще с литературного первоисточника – одноименной драмы Оскара Уайльда, – говорит Михаил Панджавидзе. – И уже в дальнейшем, при работе над оперой, у целого ряда «творцов» возникало желание спекулировать на эпатажных аспектах, которые, как показывает практика, найти можно в любом материале, а в «Саломее» – тем более. Что и происходит. Я глубоко убежден, что это произведение незаслуженно пользуется подобной славой. Речь здесь идет не о мерзостных качествах, присущих человеку. Совершенно наоборот – о силе духа, благодаря которой человек, исповедуя христианские догмы морали, может остаться человеком. Эта история актуальна и злободневна как никогда. Мы не можем не замечать того, что происходит в мире, и должны реагировать, высказывая свою точку зрения. А то, что делается вокруг, все больше и больше напоминает всю эту историю грехопадения. Так называемая «борьба за права человека», «толерантность» и искаженное религиозное сознание, особенно в Европе, лично меня пугает и настораживает. Как мне кажется, западная цивилизация в том виде, в котором она существует, стремительно движется к собственной гибели. Надеюсь, история Саломеи заставит задуматься: к чему мы идем…
Формат спектакля обещает быть не совсем обычным. “Опера с хореографическим прологом” – написано в афише. “В отличие от других постановок у нашей есть предыстория, – продолжает Михаил Александрович. – Под симфоническую поэму Рихарда Штрауса “Так говорил Заратустра” артисты балета расскажут историю Иоанна Крестителя. Его аскетичная жизнь, скитания по пустыне, видения-пророчества, очищение от грехов в водах Иордана, крещение Христа… Сейчас, в свете последних событий в мире культуры – спекуляции на религиозных чувствах, не думаю, что стоит выводить на сцену артиста в образе Спасителя. Поэтому мы будем использовать самые разные световые эффекты, например, солнечный силуэт, проходящий сквозь толпу, и т.д. Если получится, то мне бы очень хотелось попытаться “нарисовать” на сцене известнейшую картину Александра Иванова “Явление Христа народу”, опять же с лучом света вместо фигуры Мессии”.
С последними тактами музыки “Так говорил Заратустра” заканчивается хореографический пролог и, собственно, подходит к финалу библейская история зарождения христианства. Как раз здесь и произойдет скачок во времени – начнется история Саломеи, история наших дней, мы увидим современное общество и то, к чему пришло западное христианство. На сцене появится “корабль пороков”.
– “Корабль грехов” – это корабль Ирода. Черный силуэт судна очень будет напоминать яхту какого-нибудь олигарха, которые часто покупают бывшие корабли береговой охраны, где праздно проводят свои дни, – поясняет Михаил Панджавидзе. – Глазами Иоанна, который никак не меняется внешне, мы увидим довольно странных людей. Как раз они и будут символизировать современную цивилизацию – роскошное, но порочное общество. Именно здесь и развернется, причем очень стремительно, действо: арест Иоанна Иродом, разговор Иоанна с Саломеей (когда она признается ему в любви, а тот приходит в ужас, потому что он произносил слова духовной проповеди!), сладострастный “Танец семи покрывал” и требование Саломеи казнить Крестителя… И финал более чем правомерен: порочное общество переступило черту, которую переходить было нельзя. Поэтому “корабль пороков” исчезает в песках…
Для любого серьезного театра постановка “Саломеи” – это своеобразный вызов. Но Михаил Панджавидзе со своей командой абсолютно не лукавит, когда говорит: белорусский Большой готов к подобным новаторским спектаклям. Постановочная группа готовит красивый, масштабный спектакль, которым наш театр сможет гордиться.
Остается добавить, что над постановкой работают: дирижер-постановщик – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, режиссер-постановщик – обладатель медали Франциска Скорины Михаил Панджавидзе, художник-постановщик (сценография, костюмы, разработка концепции видеоконтента) – Гарри Гуммель (Россия), балетмейстеры-постановщики – народный артист Беларуси Константин Кузнецов, заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Дятко, художник видеоконтента – Павел Суворов (Россия), художник по свету – Сергей Шевченко (Россия), а также ведущие солисты оперы и артисты балета Большого театра Беларуси.