«Под непонятной с виду аббревиатурой IAMX скрывается полная внутреннего напряжения, динамичная электронная музыка, похожая на мозаику или лоскутное одеяло, музыка с черным сердцем и романтической душой»
Так писали о проекте IAMX критики, подпавшие под обаяние его колоритного саунда и театрализованной подачи. Романтичный электропоп 80-х, лучшие образцы которого создавали в свое время New Order, Depeche Mode и The Cure, в обновленной версии IAMX получил еще одну путевку в большую сценическую жизнь.
Сам инициатор и идеолог IAMX Крис Корнер (Chris Corner) называет этот проект маленькой революцией. “Я хочу добиться успеха хотя бы для того, чтобы направить его против музиндустрии, – говорит музыкант и композитор, всегда умевший заинтриговать. – Мой скромный план состоит в том, чтобы стать еще одним лучом света, указывающим путь к независимости. Сегодня IAMX – это девять человек, включая менеджмент и техперсонал. Для небольшой революции вполне достаточно”.
Замашки если не революционера, то бунтаря Крису были свойственны всегда. Его детство прошло в городе Миддлсборо, графство Кливленд, где он родился 23 января 1974 года в рабочей семье. “Мои родители были классическими представителями рабочего класса, – вспоминал Корнер, – и к счастью, я очень рано узнал, что такое тяжелый, упорный труд”.
Пролетарское окружение, однако, не сделало из Криса потомственного трудягу. Он предпочел проливать пот на другом поприще. В юности Корнер увлекся роком и синти-попом, однако, со своей будущей профессией определился не сразу. Помимо музицирования на досуге и ди-джейских вечеров в клубах, у него были еще два страстных увлечения – архитектура и кино. Попытки изучать и то и другое быстро закончились, музыка победила.
В 1995 году Крис Корнер выступил одним из инициаторов создания трип-хоп-группы Sneaker Pimps, которая уже после первого альбома начала отдаляться от тогдашней трип-хоп-сцены. Команда дала Крису возможность проявить свои многочисленные таланты – гитариста, клавишника, автора музыки и текстов, а затем и вокалиста. Корнер записал с музыкантами Sneaker Pimps три альбома: “Becoming X” (1996), “Becoming Remixed” (1998) и “Splinter” (1999). В процессе подготовки четвертого лонг-плея “Bloodsport” у него окончательно созрело решение освободить занимаемую в коллективе должность солиста и композитора.
“Мне стало скучно в Sneaker Pimps, а с другой стороны, я не был уверен, что смогу реализовать в команде все свои идеи, – делился Корнер в одном из позднейших интервью. – Многие песни, которые я сочинял, оказались слишком личными, чтобы записывать их с группой, и остались невостребованными. Я не мог с этим смириться”
И Корнер пошел на риск – отказался от всех преимуществ, которые давал ему раскрученный проект и вернулся к тому, с чего когда-то начинал – к одиночеству и безвестности. Без денег, без финансовой, технической и продюсерской помощи, он начал работать над новым материалом, обзаводиться концертной техникой, сам организовывал выступления и режиссировал шоу, сам продюсировал и в одиночку исполнял свои песни.
Но во всей этой сложной ситуации были свои плюсы. “IAMX спас меня как артиста, – уверен Корнер. – Концепция проекта состояла в том, чтобы объединить спонтанный, взрывной электронный саунд, ёмкие, образные тексты и меланхоличные мелодии. За несколько лет IAMX превратился в независимый и узнаваемый проект с характерным звучанием, которое постепенно становилось все более агрессивным и живым – в первую очередь, благодаря живым концертам”.
Корнер не устает повторять, что IAMX – это только сценический образ, далекий от его повседневной реальности. Тем не менее, тематика композиций хорошо знакома артисту из собственного опыта – наркотики, одержимость странными идеями, враждебность социума и людей друг к другу, культурный декаданс.
IAMX полностью свободны от любых клише и ярлыков, которые всегда пытаются навесить критики и слушатели, а их концерты – это настоящий мрачный театр бурлеска, гламура и сумасшествия. Первый белорусский концерт IAMX состоится 1 марта.